2025.09.06-07 Велопоход Деулино-Голованово-Ольгино-Горки-Деулино
Давно зрела идея совершить небольшой поход с палатками посмотреть на развалины вокзала станции «Голованова Дача» УЖД.
Ребята хотели испытать свои новые и старые фэтбайки и снарягу для байкпакинга, я к покупке нового велосипеда пока не готов ни морально (пока нет амбиций совершать большие вело прогулки) ни физически (после покупки помпейской печи) и мог ехать только на своем рыболовном электробайке Elbike Taiga 2.
Наш маршрут в скриншотах Я.карт:
День первый:
День второй:
Снаряжение моего велосипеда было в стиле курьера «Самоката» — все навалено сверху и весь вес приходится на заднее колесо. Из-за этого происходили разные забавные и не очень события.
Всего через 3 километра вся эта куча вещей преодолела сопротивление винтов и эпично свалилась.
Надо сказать, что однажды такое уже бывало на этом же отрезке бетонки, когда я ехал на рыбалку и набрал с собой кучу вещей, включая пакрафт. Вероятно, все дело в постоянных нагрузках при съезде и заезде на плиты.
После небольшого ремонта мы продолжили наш славный поход :-)
После того как закончилась «бетонка» дорога стала приятнее.
До речки Кадь доехали довольно быстро.
На одном берегу нацпарк «Мещерский», а на другом берегу спасское охотхозяйство
Пейзаж за речкой довольно унылый, но песков нет.
У поворота речки Кадь в поле что-то типа охотничьего стана
Вид на Кадь
Подъехали к месту, где на карте дорога пересекает речку.
Моста нет.
Вброд решили не переправляться. Едем дальше.
Начались пески. На вид они довольно безобидные, но груженый велосипед, вероятно, из-за слишком высокого центра тяжести начинало сильно заносить. Часто шел пешком, рассекая пески тяжелым велосипедом. Зато удалось рассмотреть множество следов диких животных.
Приехали к следующему пересечению Кади дорогой.
К счастью тут есть мостик.
На другой стороне табличка «Головановское охотхозяйство»,
а на этой «Оборона»:
Когда-то на этом месте была деревня с таким названием. Это граница двух районов. По одной версии название отсюда, а по другой, что здесь производилась продукция из леса для нужд армии.
Табличку установил автор канала «Мещерский тупик» в рамках арт-ленд проекта «Забытые деревни и кордоны Мещёры». Мы уже встречали табличку «Фирсаево», установленную в рамках этого проекта, когда гоняли из Деулино в Бельское.
Велотуристы прилепили на табличку свой хэштег «ШТС» (чтоб ты сдох) и QR-код со ссылкой на группу.
Проект «ШТС Большой и Необрезанный» — велосипедный маршрут огибает Москву по большому радиусу, заглядывая в очень интересные города, места и достопримечательности, который «призван популяризовать велотуризм в России и мире».
Переехали мост и едем дальше...
Ну, как едем... Андрей едет, а я чаще иду :-)
Зато кровь не застаивается! Хорошая комплексная тренировка на все мышцы!
Вдали показалась строительная вышка, которую приспособили для охоты.
Я, конечно, не поленился и залез посмотреть, что видно с этой высоты.
Видно все тот же немного унылый пейзаж — результат больших лесных пожаров и отсутствия желания возрождать леса, которые сгорели (справедливости ради, хочу сказать, что работа по восстановлению лесов ведется волонтерами и сотрудниками нацпарка, но масштабы не такие заметные пока).
Кто-то положил большой болт в этих местах...
Вот этот:
По краям дороги растут без опаски белые грибы. Многие уже переростки, но встречаются и молодые крепыши.
Становится жарко. Кепку и кофту долой.
Через некоторое время подъезжаем к лесистой части. Тут уже мой велосипед не швыряет из-за песков. Еду как лечу!
Этот лесок прямо перед Голованово. Грибов в нем полно — сразу видно, что никто не собирает.
Въезжаем в Голованово
Впереди на дороге лежит собака и смотрит в противоположную от нас сторону. Мы приближаемся к ней, но она не оборачивается до самого конца — не ожидает с этой стороны ни нападения или вообще появления кого бы то ни было. Лишь когда велосипед Андрея показался в секторе ее наблюдения, она вскочила и удивленно залаяла.
Дома:
Клуб:
Впереди показался колодец, а рядом второй.
Заглянули внутрь домика для колодца. Вода достаточно близко к поверхности.
Деревня не газифицирована. Жители готовятся к отопительному сезону и заготавливают дрова.
Едем посмотреть развалины станции (вокзала) узкоколейки «Голованова Дача» Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги.
На карте, не доезжая до станции, обозначен прудик.
А вот и он:
У дороги вокруг пруда заросли никому не нужных белых грибов.
Доезжаем до развалин станции УЖД.
Куда-то туда она уходила на Туму. Все заросло.
Участок Тумская — Голованова Дача закрыли в 2008 году.
Фото из книги «Мещерская магистраль»
Как выглядела дорога и станция (вокзал) в 2008 году можно посмотреть тут.
В другую сторону она тоже немного шла.
Даже шпалы сохранились.
Едем на выезд. Много домов уже явно не дождутся хозяев, но есть и те, по которым видно, что их посещают.
Краска свежая, оригинальный декор из пивных банок намекает на хобби владельца.
На выезде из деревни встречаем мужичка с металлоискателем. Едем по изрытой дороге в сторону хутора Голованово.
Пейзажи стабильные, но рощицы из молодых берез и сосен их заслоняют.
Докатили до хутора (часть пути катил вручную). Встретили недалеко от него грибника, который, кажется, опешил увидев нас.
Перед хутором свернули к пруду в окружении сосен.
Тут решено устроить привал, обед и сладостный послеобеденный отдых.
На обед у меня солянка от Кронидова. Очень вкусная. Рекомендую!
Обедать нам повезло на настоящем лесном озере, с песчаным дном и чистой водой, в окружении сосен и мхов. А за этими соснами местность опустошенная лесными пожарами. Поэтому полное ощущение, что мы обедаем в оазисе посреди пустыни, который каким-то чудом удалось отстоять у огненной стихии. На фото видно, что за деревьями уже ничего нет.
Ближе к единственному (так показалось) дому этого хутора в лесочке заметили мемориальную доску.
Примерно в 14:00 выезжаем. До 18 часов надо найти стоянку на Пре. В субботу в такую отличную погоду это может быть непросто. Едем в сторону Ольгино. Следующая достопримечательность — озеро Урцево.
Дорога не сказать, что сильно изменилась, но то ли мои силы увеличились после знатного обеда, то ли съеденное и выпитое изменили центр тяжести в лучшую сторону, но вел велосипед на этом участке до озера субъективно меньше, а ехал чаще.
По дороге встречались необычные сочетания дорожных знаков
интересные плакаты
и таблички
Места для отдыха надежно защищены! Или может быть идея была в том, что зарождающийся лес надо надежно защищать от отдыхающих.
Напоминания о пожарах прошлых лет
Мостик перед поворотом на озеро. Ездил сюда в конце августа 2024 года из Деулино.
В этот раз тут с удивлением обнаружили небольшой палаточный лагерь автотуристов-рыбаков, которые показали неплохих карасей.
Сделали пару снимков озера
и покатили дальше — мимо деревни Ольгино на Пру, искать стоянку для ночёвки.
Стоянка на высоком берегу с подъездной автомобильной дорогой естественно была занята. Автомобилисты разбили лагерь и удили рыбу внизу.
После разведки незанятости стоянки с горной лыжей, где был наш лагерь на детском сплаве в этом году, мы спустились с горы и через лес докатили велики до нее.
Разбили лагерь и давай отдыхать! На этот момент на одометре моего электробайка было примерно 45 км.
В этот раз у меня была новая одноместная палатка Naturehike Mongar-1 UL, которую прикупил накануне для таких вот одиночных поездок с друзьями.
Понравилось, что у нее есть возможность сделать вот такой мини навесик для приготовления пищи. Т. к. трекинговых палок с собой не было, то взял несколько элементов стоек под тент, но можно и пару сухих палок найти, если в лесу стоянка.
Вторая новинка снаряжения — походная сковорода (ручка откручивается).
Разогревал рис с курятиной от Кронидова в ней. Добавил лучку для вкуса, запаха и ощущения приготовления еды на природе.
Ночь была очень теплой (термометр показывал около 15 градусов). Тент тоже не пригодился — было ясно.
Утром рядом с палаткой вылез молодой боровик.
Наш лагерь безмятежным воскресным утром
В этот ПВД ради сковородки включил в провиант и яйца. Конечно был риск, что они не выдержат падения контейнера с багажником вместе на бетонные плиты, но все обошлось — упаковка и контейнер защитили наши яйца (и бекон тоже)!
Андрей лук не любит — получил яичницу без него, а мне только дай лук позолотить с беконом на пару.
По Пре прошли байдарочники с собачкой, которая сопровождала их сухопутным способом.
Примерно в 11:40 собрались в обратный путь по маршруту Ольгино — Горки — Деулино.
На стоянке на высоком берегу уже никого не было.
Обратная дорога до Ольгино
Первые дома и заборы Ольгино
Проскочили Ольгино и на мосту через Пру встретили байдарочников, которых приветствовали во время завтрака — так петляет Пра, что мы снова пересеклись.
Приехали в Горки
Свернули к колодцу. Андрей наполнил флягу. Я просто попил воды. В моей термокружке еще оставалась вода на обратный путь.
Обратный путь был ничем не примечателен — песка по минимуму, тенистый красивый мшистый лес и комфортная дорога.
Кати и кати, пока батарейки не кончатся :-)
У мостика мини «привал» на распитие баночки пива от горьковской пивоварни.
И примерно в 14:15 прибыли обратно в Деулино.
Примерно 65 км прошел мой электробайк за этот поход и еще одно деление батареи оставалось. Можно считать, что примерно 70 км запас хода в режиме ассистента.
Поход получился отличным, но расположение снаряжения будем менять — вес надо распределять и центр тяжести снижать, а возможно и корректировать состав снаряжения (но брал все самое нужное!).
Багажник для перевозки сумок курьеров не выдержал и немного сломался в одном месте (там где было второе крепление приварено оно отвалилось), но не потерял функциональности.